Экологическое поведение жителя мегаполиса П.А. Яркин (Санкт-Петербург)
Environmental behavior of resident megapolis — P.A Yarkin (Sankt-Petersburg)
Жители современного мегаполиса значительно удалены от естественной природной сре-ды. И, на первый взгляд, их поведение не связано с прямым влиянием на природу. Объективно, каждый житель большого города оказывает большее влияние на природу, чем житель деревни, но с субъективной точки зрения это влияние не очевидно. В последние два десятилетия развития экологической психологии были выделены и активно исследуются такие феномены, как экологические ценности и ценностные ориентации, экологические установки и отношение к природе, а также экологическое сознание и экологическая культура. Какой же из далеко не полного списка феноменов является наиболее перспективным в плане решения важнейшей задачи экологической психологии - воздействия на поведение человека? В отечественной традиции такими понятиями являются отношение к природе, экологическое сознание и экологическая культура. Последняя получила особенную популярность в образовании, и ее формирование рассматривается многими авторами как его основная цель. Идея состоит в том, чтобы сформировать у личности т.н. экологическое сознание и/или экологическую культуру, которые и будут в дальнейшем опосредовать все экологически значимые поведенческие про-явления человека. Но есть ли личностный смысл в слове «природа» для типичного жителя большого города? Отечественные исследования, которые показывают, каким образом сформированные в результате различных воздействий экологическое сознания и культура влияют на поведение личности, крайне редки. Отчасти эти объясняется сложностью подобных исследований, а отчасти традициями и особенностями организации науки в России. Вместе с тем, в зарубежных странах исследования реального экологического поведения проводятся значительно чаще. Несмотря на то, что термин «экологическое поведение» и схожие ему («экологически оптимальное», «экологически ориентированное» поведение и др.) встречается в отечественной литературе, его системного описания пока не дано. Возможно, именно недостаток внимания к поведению и приводит к тому, что результаты практического применения экологической психологии и педагогики крайне малы. С нашей точки зрения поведение должно стать центральным понятием направлений психологии и педагогики, ориентированных на решение проблем взаимодействия человечества и природы. Экологическое поведение рассматривается нами как совокупность всех форм поведения, связанных с использованием природных ресурсов или вызывающих другие воздействия индивида на окружающую природную среду. Очевидно, что некоторое влияние на окружающую среду человек оказывает огромным спектром своих действий. Экологическое поведение не является целостным феноменом, а выделяется для решения прикладных задач. Например, принятие потребительского решения при выборе более «экологичного» товара отличается своей феноменологией от решения выйти на субботник, привычки выключать воду при чистке зубов, а тем более от решения чиновника о месте строительства завода. Экологическое поведение не имеет единого целостного регулятора. Скорее, каждая конкретная форма экологического поведения (напр., энергосбережение, раздельный сбор отходов и т.д.) управляется своим специфическим набором регуляторных механизмов. Факторы среды (включая и их отражение субъектом) должны быть обязательно проанализированы в любом исследовании или практической программе формирования конкретных моделей экологического поведения. Основной задачей психологии экологического поведения должен стать поиск факторов, обладающих наиболее высокой значимостью в детерминации конкретных форм экологического поведения.