Диагностика внимания (корректурная проба Ландольта)
View Comments
Корректурные таблицы (кольца Ландольта) используются для изучения произвольного внимания и для оценки темпа психомоторной работы, работоспособности и устойчивости к монотонной работы, требующей постоянного сосредоточения внимания.
Обследование проводится при помощи специальных бланков, содержащих случайный набор колец с разрывами, направленными в разные стороны. Испытуемый просматривает ряд и вычеркивает некоторые указанные в инструкции кольца. Итоги пробы оценивают по количеству пропущенных (незачеркнутых) знаков, и по времени исполнения заданного числа строк.
Обследование проводится при помощи специальных бланков, содержащих случайный набор колец с разрывами, направленными в разные стороны. Испытуемый просматривает ряд и вычеркивает некоторые указанные в инструкции кольца. Итоги пробы оценивают по количеству пропущенных (незачеркнутых) знаков, и по времени исполнения заданного числа строк.
Ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он обязан, внимательно просматривая кольца по рядам, находить посреди них подобные, в которых есть разрыв, расположенный в точно определенном месте, и зачеркивать их.
Деятельность проводится в течении 5 мин.. Ч/з каждую мин. экспериментатор произносит слово "черта", в данный миг ребенок обязан поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда.
Затем, как 5 мин. истекли, экспериментатор произносит слово "стоп". По данной команде ребенок обязан прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту.
При обработке итогов экспериментатор определяет число колец, просмотренных ребенком за каждую мин. статьи и за все 5 мин.. Тоже определяется число ошибок, допущенных им в ходе деятельности на любой минуте, с I-ю по пятую, и в целом за все 5 мин..
Уровень концентрации внимания может оказаться выражен при помощи индекса точности:
В ходе обработки итогов вычисляются 5 поминутных показателей S, относящихся ко всем 5 минутам деятельности, вместе взятым.
По полученным результатам строится график работы ребенка над заданием.
Оценка распределения внимания.
Инструкция, которую в данной методике получают дети, аналогична той, которая им давалась при проведении предыдущей методики с кольцами Ландольта. Тот же стимульный материал применяется и в этом эксперименте. Хотя в этом случае детям предлагается находить и по-разному зачеркивать одновременно 2 типа колец, имеющих разрывы в разных местах, к примеру, сверху и слева, при этом I-е кольцо нужно зачеркивать одним способом, а II-е иным.
Процедура количественной обработки и метод графического понятия итогов подобные же, как и в предыдущей методике, однако итоги интерпретируются как данные, свидетельствующие о распределении внимания.
Замечание. Если говорить точно, то эти данные указывают не только лишь на распределение внимания в чистом виде, однако тоже на его продуктивность и резистентность. Разделить и независимо друг от друга оценить эти свойства внимания не представляется возможным.
Определение объема внимания.
Эта методика применяется в том виде, в коем она была представлена раньше. То же самое имеет отношение к школьникам более старшего возраста - подросткам и юношам.
Оценивается объем внимания ребенка по десятибалльной шкале. Мы располагаем данными о том, что средний объем внимания взрослого человека достигает от 3 до 7 единиц. Для детей старшего дошкольного и младшего возрастов нижняя его граница - 3 единицы, возможно, осталось такой же, как и для зрелых людей. Что же касается верхней границы, то она определенно находится в зависимости от возраста, т. к. внимание в детстве, в частности и его объем, развивается. Для старших школьников и младших школьников верхняя граница нормы внимания равна возрасту детей, если она не превосходит средний объем внимания взрослого человека. Так, средний объем внимания 3-4-летних детей около делает 3-4 единицы, а средний объем внимания 4-5-летних - 4-5 единиц, соответственно 5-6-летних - 5-6 единиц. Приблизительно на последних из указанных уровней средний объем осталось у детей, обучающихся в 2-х I-х классах школы, а после несколько повышается, достигая к 3-4 классам приблизительно той величины, которая специфична для зрелых людей.
Согласно с этим устанавливается следующая шкала перевода экспериментальных показателей объема внимания детей в принятую десятибалльную шкалу:
10 баллов - объем внимания, равный 6 единицам и выше.
8-9 баллов - объем внимания, составляющий 4-5 единиц.
4-7 баллов - объем внимания, равный 2-3 единицам.
0-3 балла - объем внимания менее 2 единиц.
Дети, получившие 10 баллов, считаются не только лишь целиком готовыми к школе по уровню развития внимания, но еще и превосходящими в этом отношении массы своих сверстников.
Дети, получившие 8-9 баллов, к тому же считаются весьма готовыми к началу обучения в школе. Хотя, если такую оценку получают дети, уже обучающиеся в 3-4 классах, то она рассматривается как находящаяся ниже нормы.
Для детей, поступающих в школу, параметры объема внимания на уровне 4-7 баллов считаются допустимыми, а для детей, уже обучающихся в школе, чересчур низкими.
Наконец, если ребенок приобретает 0-3 балла, то независимо от того, поступает ли он в школу или уже учится в ней, его объем внимания рассматривается как недостаточно высокий. В отношении подобных детей делается итог о том, что они по степени развития собственного внимания еще не готовы обучаться в школе.
Психология психологией а вот за здоровьем нужно следить, поэтому маски для светлых волос придадут вашим волосам прекоасный вид!