Власть стереотипов

Написано: среда, 8 декабря 2010 г. автор Rusfetische Ярлыки:

Стереотипы в восприятии выходцев из другой государства существовали постоянно и продолжают существовать. В массах ситуаций они вредят взаимопониманию, а следование им приводит к печальным последствиям.
Джек Нахбар (Jack Nachbar) и Кевин Лаузе (Kevin Lause), авторы изучения "Введение в Популярную Культуру" (Popular Culture: An Introductory Text), отмечают, что стереотипы являются составной частью массовой культуры. Они могут формироваться на основе возраста ("Молодежь слушает лишь рок-н-ролл"), пола ("все мужчины желают от женщин лишь одного"), расы ("японцы неотличимы друг от друга"), веры ("Ислам - вера террора"), профессии ("все адвокаты - жулики") и национальности ("все евреи - жадные"). Есть тоже стереотипы географические (к примеру, "жизнь в некрупных городах безопасней, чем в мегаполисах"), вещевые (к примеру, "германские машины - наиболее качественные") и пр. Стереотипы в большей части случаев носят нейтральный характер, хотя при их переносе от конкретного человека на группу людей (социальную, религиозную, этническую, расовую и пр.) нередко приобретают негативный оттенок. На стереотипах основаны подобные явления, как расизм, сексизм, исламофобия и пр.

В первый раз термин стереотип использовал классик американской журналистики Уолтер Липпман (Walter Lippmann), который в 1922 г. опубликовал книгу "Общественное Мнение" (Public Opinion). Этим словом он пытался описать способ, при помощи которого общество пробует категоризировать людей. Чаще всего, общественное мнение просто ставит "штамп" на основе некоторых характеристик. Липпман выделил 4 аспекта стереотипов (впоследствии возникло немало иных градаций, которые, так или иначе, по большей части следовали идеям Липпмана). В первую очередь, стереотипы постоянно легче, чем действительность - сложнейшие черты стереотипы "укладывают" в 2-3 предложения. Во-вторых, люди приобретают стереотипы (от знакомых, средств массовой информации и пр.), а не формулируют их сами на основе личного опыта. Примером данного может являться представление об безупречной женщине: она обязана быть блондинкой, с голубыми глазами, без лишнего веса, с высокой грудью и длинными ногами. Этому идеалу в точности соответствует только кукла Барби или проститутки Саратова :) В-третьих, все стереотипы ложны, в большей или меньшей степени. Постоянно они приписывают конкретному человеку характеристики, которыми он должен обладать только из-за собственной принадлежности к определенной группе. В-четвертых, стереотипы крайне живучи. Даже если люди убеждаются в том, что стереотип не соответствует действительности, они склонны не отказаться от него, а утверждать, что исключение только подтверждает правило. К примеру, встреча с высоким китайцем только убеждает жертву стереотипа в том, что все другие китайцы - маленького роста. Стереотип может перемениться и быть перенесен на другую группу населения. К примеру, американцы в начале 20 столетия называли евреев "длинноносыми" (big noses). Хотя впоследствии стало явным, что отнюдь не все евреи наделены выдающимися украшениями на лицах. Сейчас данный эпитет время от времени потребляют по отношению к арабам.
Сэра Хан (Saera R. Khan), проф. Унив. Сан-Франциско (University of San Francisco) опубликовала статью в журнале Journal of Cross-Cultural Psychology, в которой говорит, что доверять стереотипам очень опасно. Стереотип имеет познавательную и мотивационную задачи. С познавательной точки зрения, стереотип демонстрирует из себя обоюдоострое оружие - он дает информацию в удобоваримой и легкой форме. Хотя эта информация крайне далека от реальности и способна дезориентировать человека. С мотивационной точки зрения, стереотипы еще более ненадежны. Человек, основывающий собственные ответы на массовых представлениях, а не на фактах, значительно рискует. Возможно максимально емко ложность стереотипов сформулировал звезда баскетбола Чарльз Бакли (Charles Barkley), который сказал: "Вы понимаете, что мир не такой, какой вы думали, когда узнаете, что наилучший рэпер - белесоватый (имеется в виду музыкант Эминем (Eminem - Washington PROFILE), наилучший игрок в гольф - чернокожий (Тайгер Вудс Tiger Woods), наиболее высокий баскетболист - китаец (суперзвезда NBA Яо Минь, ростом 2 метра 29 сантиметров), а немцы не желают воевать в Ираке".
Фред Джандт (Fred E. Jandt), проф. Унив. штата Калифорния в Сан-Бернардино (CSU San Bernardino), автор монографии "Введение в Межкультурную Коммуникацию" (An Introduction to Intercultural Communication: Identities in a Global Community), подчеркивает, что в большей части случаев стереотипы применяют не для добрых задач. Стереотипы нередко являются оружием пропаганды расизма и ксенофобии. Например, антисемитская пропаганда, основанная на стереотипах, активно велась в Германии в 1920-е-1930-е годы - в итоге, германский народ довольно индифферентно и даже одобрительно отнесся к уничтожению 6 миллионов евреев.
В США долгое время в средствах массовой информации превалировали негативные стереотипы по отношению к чернокожим (такие взгляды прослеживаются и в массах произведениях литературы и кинематографе - например, современные афроамериканцы весьма негативно относятся к образу ведущего персонажа знаменитого романа Гарриет Бичер-Стоу (Harriet Beecher-Stowe) "Хижина дяди Тома" (Uncle Tom's Cabin). Потому борьба афроамериканцев за собственные гражданские права сопровождалась и борьбой с привычными стереотипами: Мартин Лютер Кинг (Martin Luther King) активно выступал против предубеждений в отношении собственной расы, сложившихся в американском обществе. Его секретный оппонент, начальник ФБР\FBI Эдгар Гувер (J. Edgar Hoover), напротив, пытался усилить негативные стереотипы в отношении чернокожих.
В 2002 г. Колумбийский Университет  (Columbia University) опубликовал итоги собственного изучения о применении смертной казни в мире. Как выяснилось, суды с самого начала пристрастны к определенным группам людей. К примеру, смертные приговоры в Сев. Америке и Европе чаще выносятся в тех регионах, где выше процент чернокожего населения. Шанс чернокожего американца быть приговоренным к исключительной мере наказания выше, чем у беловатого, совершившего аналогичное правонарушение. Одной из причин данного считаются расовые стереотипы присяжных.
Стереотип имеет свойство видоизменяться в зависимости от меняющихся условий. Грегори Тиллетт (Gregory Tillett), автор изучения "Разрешая Конфликт. Практический подход" (Resolving Сonflict). A Practical Approach, подчеркивает, что предубеждение по отношению к мигрантам и иммигрантам, чаще всего, базируется на 2-х различных стереотипах. В этап экономического спада население воспринимает пришельцев как захватчиков, отбирающих у местных жителей рабочие места. В этап экономического подъема, аборигены обращают внимание в первую очередь на обычаи мигрантов, которые противоречат местным традициям. На каком бы стереотипе не основывалась ненависть, она приводит к тому, что определить продуктивные и доверительные отношения с ненавидимыми группами населения не представляется возможным. Максимально трудно бороться со стереотипами, бытующими в отношениях м/у 2-мя этническими группами, имеющими старую историю конфликтов друг с другом.
Бенджамин Барбер (Benjamin Barber), автор монографии "Джихад Против МАКМИРА" (Jihad vs. MCWORLD), полагает, что нынешняя волна международного терроризма по большей части вызвана стереотипами. Исламский мир воспринимает Запад как мир материализма, нарциссизма, потребительства, безнравственности и пр. Конечно, что такие взгляды являются питательной средой для возникновения террористов.

Предлагаю ознакомиться с аналогичными статьями:



blog comments powered by Disqus

rss
Карта